О НАС     НОВОСТИ     МЕТОДИКИ     ПРОДУКЦИЯ     ЛИТЕРАТУРА     ОБУЧЕНИЕ     ЛЕЧЕНИЕ     КАРТА САЙТА     КОНТАКТЫ   ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

"Возможности комплексного лечения детей с задержкой умственного развития"

Шехаб Л.Ф., Шехаб Х.Ю.
(г. Тверь, Россия; г. Сайда, Ливан)

Статистика последних лет указывает на рост психических нарушений у детей раннего возраста, которые являются причиной инвалидности детей в 11 раз чаще, чем заболевания желудочно-кишечного тракта, в 3-4 раза чаще, чем органов дыхания, причем на первом месте стоит умственная отсталость, ее доля за последние десятилетия возросла на 2,7%. Специалисты говорят о сформировавшейся устойчивой негативной тенденции в изменении состояния здоровья детей. Адаптационные резервы на пределе, и при повышении умственных и физических нагрузок сразу же возникает сбой, наблюдается увеличение процента детей с отставанием биологического возраста от хронологического, нарушением гармоничного развития организма, отчетливыми признаками децелерации, т.е. замедлением полового развития.

Статистики говорят, что более 70% учащихся учреждений общего и среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы. Каждый десятый ребенок страдает от того или иного психического заболевания, мешающего его полноценному развитию. По мнению специалистов, у преобладающего большинства детей и подростков отсутствуют превентивная психологическая защита, ценностные барьеры, препятствующие приобщению к наркотикам, алкоголю, никотину. Установлено, что центральная нервная система готова к восприятию социальной информации уже к 140-142 дню развития в материнском чреве, что указывает на важность проведения профилактических мероприятий еще до рождения ребенка.

Поскольку в детской практике применение лекарственных средств сопряжено с массивными системными тяжелыми побочными эффектами, снижающими уровень социальной адаптации и препятствующими адекватному обучению, идет постоянный поиск новых безопасных способов лечения, профилактики и реабилитации детей особенно с пограничными, доклиническими видами расстройств.

Нами в течение 2-х лет наблюдались 16 детей в возрасте от 2 до 10 лет с последствиями мультифакторной перинатальной энцефалопатии, с различными формами задержки психического и речевого развития, 5 девочек и 11 мальчиков. Акушерско-гинекологический анамнез у матерей этих детей свидетельствовал о высокой заболеваемости во время беременности: гестоз, анемия, пиелонефрит, стремительные роды, обвитие пуповиной и др. В четырех случая отмечалось стрессовое состояние во время беременности и перед беременностью в связи со смертью близкого человека. Предварительно все они осматривались невропатологом и получали соответствующее лечение. Всем выставлялись сходные диагнозы: внутриутробная гипоксия плода с гипоталамо-гипофизарной дисфункцией, перинатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебростенический неврозоподобный синдром, минимальная мозговая дисфункция. У двоих детей диагностировался аутизм: мальчики в возрасте 5 и 10 лет. Наиболее отчетливыми признаками аутизма являются коммуникативные трудности, неприятие изменений окружающей среды. Впервые детский аутизм (early infantile autism) описан в 1943 году Kanner в связи с врожденной неспособностью формирования эмоционального контакта с окружающими. Расстройство встречается в 2-4 случаях на 10000 населения, при объединении со случаями сочетания аутизма с умственной отсталостью до 20 на 10000, преобладают мальчики, расстройство имеет полиэтиологический характер, вероятнее всего сочетание генетической предрасположенности (аутосомно-рецессивного типа наследования, предположительно в генах 7 и 15 хромосом) в ряде случаев заболевания и перинатального осложнения. Американскими исследователями из Национального института нервных заболеваний и инсультов и Института неврологии Калифорнийского университетов установили, что повышенная концентрация некоторых белков в крови новорожденных (нескольких факторов роста нервов neural growth factor) могут быть признаком последующего развития аутизма и задержки умственного развития. Нарушение регуляции факторов роста оказывает важную роль при формировании центральной нервной системы во время эмбрионального развития, создает опасность задержки умственного развития, аутизма. Избыток этих белков может нарушить нормальный процесс клеточной миграции, дифференциации и апоптоза клеток мозга в период развития нервной системы. В некоторых случаях множественные неврологические отклонения подтверждают органическую патологию головного мозга: хореиформные движения, миоклонические подергивания, нарушение сухожильных рефлексов, походки, клонус стопы, страбизм, тремор и др. Считается, что аутизм является следствием недоразвития левополушарных нейронных структур, необходимых для переработки информации, что приводит к сниженной или измененной способности ребенка к селективному направлению информации для ее последующей переработки и концентрации на ней, проявляется в возрасте около двух-трех лет.

В клинической картине отмечается отставание в росте, склонность к частым инфекциям верхних дыхательных путей, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Нарушения социального поведения характеризуются отсутствием интереса к человеческому голосу; когда начинают ходить, то не следуют за родителями, отсутствует интерес к сверстникам, нет подражания поведению окружающих. Вследствие задержки развития речи о своих желаниях сообщают криком и плачем. В дальнейшем если речь формируется, то имеются специфические речевые нарушения: речь искажена, фрагментирована, монотонна, аграмматична, изобилует неологизмами, высказывания ограничены и конкретны, неспособны к истинному диалогу. Дисфорические вспышки являются постоянной реакцией на малейшие изменения внешней обстановки, поведение стереотипно. В детстве моторная гиперактивность в подростковом возрасте сменяется малоподвижностью, любят подолгу качаться или крутиться. Снижение интеллекта не носит тотального характера, наиболее сохранными оказываются музыкальные, механические и математические способности.

В лечении использовали аппаратно-программный комплекс "ИМЕДИС-ФОЛЛЬ" фирмы "ИМЕДИС". Проводили базовую и меридианальную биорезонансную терапию (БРТ) в сочетании с индукционной терапией (ИТ), комплексными гомеопатическими средствами, потенцированными органопрепаратами структур головного мозга, органотропными дренажными средствами для почек, печени, лимфы. Между сеансами назначали информационные препараты. С помощью вегетативного резонансного теста (ВРТ) на аппаратно-программном комплексе "ИМЕДИС-ФОЛЛЬ" фирмы "ИМЕДИС" осуществляли диагностику различных отягощений с выявлением конкретных патогенных агентов и зоны распространения с дальнейшим воздействием с помощью резонансно-частотных программ. Важно у таких детей выявить и устранить различные вирусно-бактериальные, паразитарные и грибковые отягощения. Нередко у обращающихся пациентов определялся дисбаланс в экстрапирамидной системе в виде различных гиперкинезов. Обязательным моментом в лечении таких детей было устранение хронических очагов инфекции в придаточных пазухах, миндалинах, глотке и т.д. Известно, что хронический отит нередко является причиной лицевых гемиспазмов, тиков и тикоподобных гиперкинезов в мышцах плечевого пояса, рук, шеи, лица. Проводили резонансно-частотную терапию с помощью устройств для магнитной терапии "пояс" и "петля" с одновременной записью информационного препарата. Тестировались и назначались одновременно противогрибковые и антибактериальные препараты доктора Рекевега, фирмы "ОНОМ" (электронные копии) для симптоматической, дренажной и дезинтоксикационной, иммуностимулирующей, антиоксидантной терапии. Завершающим этапом был подбор конституционального средства в возрастающих потенциях. БРТ проводили в различные сроки - от одного раза в неделю до одного раза в 2,5-3 месяца. В качестве контрольных психологических тестов использовали широкодоступные тесты на образную память и расстановку чисел.

Таким образом, комплексная терапия включала БРТ, ИТ, комплексные гомеопатические препараты, частотно-резонансную терапию. По результатам тестирования дети получали также гомеопатические препараты Arnica, Helleborus, Natrium sulfuricum, Zincum valerianicum, Hypericum, комплексные гомеопатические препараты: Traumeel S, Cerebrum compositum, Coenzyme compositum, Ubichinon compositum, Hepar compositum, Psorinoheel, Tonsilla compositum, Glandilae suprarenalis, дренажные препараты Galium-Heel, Lymphomiosot, потенцированные органопрепараты из структур головного мозга- Hypophysis, Hypothalamus (электронные копии). Информационное воздействие на различные структуры головного мозга позволило отказаться от психофармакологических средств.

В результате проводимого лечения заметно улучшилось поведение детей, дети начинали разговаривать, улучшилась разговорная речь, активизировалась познавательная деятельность, изменились и физические показатели, нормализовался аппетит, возросла масса тела, изменилось эмоциональное состояние детей, прошел энурез (наблюдавшийся у шести детей) и имевшийся у одного пациента энкапрез. В результате лечения происходит активизация центров гипоталамуса, регулирующих различные обменные процессы. Известно, что гипоталамус входит в гипоталамо-ретикулярно-лимбический комплекс, регулирующий поведенческие реакции человека, в том числе через вегетативную нервную систему и гипофиз. Многие родители говорят, что уже после первого приема, на котором оказывались комплексные воздействия БРТ, ИТ, улучшается контакт с ребенком, изменяется отношение к учебе, сверстникам, т.е. отмечается личностное взросление. Важно как можно раньше начать подобное лечение и продолжить его в подростковом возрасте, когда идет перестройка в ЦНС и формируются мотивации. Раньше считали, что мозг прекращает рост к моменту, когда ребенок идет в начальную школу, в дальнейшем лишь устанавливаются связи и ассоциации. Современные научные исследования показали, что мозг растет не только в детстве, но особенно выраженно в подростковом периоде. С 11 лет мозг ребенка подвергается реорганизации в тех областях, которые ответственны за социальное поведение и контроль над эмоциями. Именно в силу незрелости мозга подростки становятся неуживчивыми, импульсивными, плохо контролируют эмоции. В детстве в области мозга, располагающиеся над глазами, нервные клетки как бы спутаны в клубок. В последующем происходит выравнивание клеток и образование эффективно действующей сети нервных волокон в прифронтальной коре, по мнению неврологов ответственной за "исполнительные функции", определяющие цель жизни, приоритеты, организованность, способность контролировать свои эмоции.

Клинические примеры

1. Пациент П., 1991 г. р. от первой беременности матери в возрасте 21 г. Диагноз при обращении: остаточные явления натальной церебральной травмы с выраженными неврозоподобными расстройствами (энурез, энкапрез, дневное недержание мочи). Гипертензионный синдром с интеллектуальной недостаточностью, социальная дезадаптация. Во время беременности у мамы были семейные проблемы, хотела развестись с мужем и прервать беременность на 14 неделе, но плод зашевелился, и решила оставить. Фактически воспитывает ребенка мама одна, муж и ранее не принимал участия в воспитании ребенка, а 3 года назад ушел. В 12-тидневном возрасте у ребенка выявлена тяжелая двусторонняя пневмония, был в реанимации, получал массивные курсы антибиотиков, в 2-хмесячном возрасте перенес операцию правосторонней паховой грыжи, коклюш в 9-тимесячном возрасте. До трех лет не разговаривал вообще, до 6 лет говорил лишь отдельные слова, не выговаривал много букв, менял местами слоги, отставал в физическом развитии. До настоящего времени отмечается энурез, энкапрез, запор. Боится одиночества, темноты, громкие звуки раздражают и вызывают страх, беспокоят страшные сны, во сне скрипит зубами, вздрагивает, постоянно ворочается. Из сопутствующих заболеваний поллиноз, атопическая бронхиальная астма.

При осмотре: телосложение правильное, гипергидроз, особенно головы, ковыряет в носу, грызет ногти, речь замедленная, речитативная, односложная. За период наблюдения в 9 месяцев получил четырежды биорезонансную базовую и меридианальную терапию, частотно-резонансную терапию вирусов, бактерий, простейших и гельминтов, индукционную терапию частотами головного мозга: детскую программу, церебральную программу, программы запоминания и обучения. Дополнительно получал по результатам тестирования в различные периоды времени комплексные гомеопатические средства в виде электронных копий: Р54 (препарат головного мозга), Р74 (при ночном энурезе) Dr Reckeweg, Tanacet-Heel, Абротанум симилиаплекс, DIS 1 (дезинтоксикация при аллергия), DIS8 (дезинтоксикация при микотических поражениях), DIS10 (дезинтоксикация при паразитарных заболеваниях), DIS 18 (дезинтоксикаация при дисбактериозах) фирмы "OHOM"; DRE 4 (печени, желчного пузыря и поджелудочной железы), DRE 5 (желудочно-кишечного тракта), DRE 16 (мезенхимально-метаболический дренаж) фирмы "OHOM", кальций фосфор 6-30-200, аргентум нитрикум 6-30-200, Cerebrum compositum, Coenzyme compositum, Hepar compositum, Traumel C, Thalamus composita, Plantago-Homaccord фирмы "Heel", специфическое резонансно-частотное лечение герпеса, кандидоза, паразитарный миазм М3 фирмы "ОНОМ", Holis 8, 11 фирмы "O.T.I.", SIN3 (бессонница), SIN55 (нарушение периферического и центрального кровообращения) фирмы "ОНОМ", хронорган 15 (селезенка эмбр.) фирмы "O.T.I.", сыворотку тканей, обеспечивающих иннервацию мочевыводящих путей фирмы "O.T.I.", DRE11 (дренаж мочевыводящих путей) фирмы "ОНОМ", детокс-препараты фирмы "GUNA" регенерация, печень, кровообращение, головной мозг, изменение в образе жизни, ясная память. Других аллопатических препаратов в данное время не получал. В результате проведенного комплексного лечения в течение первой недели прошли энурез и энкапрез с единичными возвратными эпизодами за период последующего наблюдения (всего 3 на фоне респираторной инфекции), нормализовался стул, улучшилась память (проводился тест на образную память), улучшился контакт с матерью и школьным учителем (мальчик находится на индивидуальном обучении), стал более спокойным, улучшился сон. Речь стала более богатой, логичной, улучшился контакт со сверстниками, увлекается радиотехникой. Мама и школьный педагог оценивают лечение как положительное.

2. Пациент Ш., 1997 г. р. от третьей беременности мамы в возрасте 42 лет. Наблюдается у психоневролога по поводу детского аутизма, имеет инвалидность. Беременность наступила вскоре после трагической гибели десятилетней дочери. Роды пришлись в годовщину смерти дочери. Токсикоза, со слов матери, во время беременности не было, роды прошли без патологии. В раннем детстве, со слов мамы, развивался физически нормально, правда был несколько гиперактивен, не говорил, хотя в контакт вступал. В 2 года и 4 месяца пошел в сад с большим нежеланием, испортился аппетит, нарушился сон, начал отставать в развитии, боялся женщин, вынуждены были из сада забрать, любимое занятие дома - стоять на голове.

На приеме совершенно расторможен, не может сидеть спокойно, не разговаривает, свои желания выражает бессвязным криком, играть не может, игрушки ломает, не понимает слов, обращенных к нему. Может сидеть на руках только у папы, который с ним в основном и общается дома.

За 10-тимесячный период наблюдения проводилась базовая и меридианальная биорезонансная терапия с использованием на первом приеме только лобных электродов ввиду гиперактивности, на втором приеме - уже лобных и ручных. По результатам тестирования получал индукционную терапию частотами головного мозга: детскую программу, церебральную, программу покоя, обучения и запоминания, преодоления страха. Из комплексных препаратов: электронные копии Traumel, Cerebrum compositum, Coenzyme compositum, Thalamus composita, Hepar compositum фирмы "Heel", Endotox 6 (головной мозг) Roy Martina, комплексные препараты фирмы "GUNA" ясная память, стирание травмы, гармония, внутреннее равновесие, новые направления, коммуникабельность, устранение энергии гнева и устранение энергии страха, Zincum valerianicum 6-30-200. В результате проводимого лечения уже в первый месяц начал разговаривать, впоследствии речь стала более сложной, интересуется игрушками, нормализовался сон, стал более опрятным в физиологических отправлениях, слушает более внимательно, хотя и не очень долго, стал читать книги. Если в начале приема при первом посещении мальчик был очень возбужденным и мы с трудом смогли его сфотографировать, то в конце приема он спокойно разрешил сделать его второй снимок. То есть отмечается отчетливая положительная динамика, хотя мальчик не принимает никаких других аллопатических препаратов. Лечение продолжается, остается пока страх выхода на улицу и поездки в общественном транспорте, по-прежнему больше любить контактировать с папой.

Таким образом, практика показывает, что комплексное лечение детей с различными нарушениями нервно-психического развития с использованием БРТ, ИТ, ЧРТ, гомеопатических и комплексных гомеопатических препаратов может быть достаточно эффективной. Здоровье детства - это залог здоровой нации. Лечение в раннем возрасте с первыми проявлениями задержки психического развития могут быть профилактикой более глубоких нарушений - умственной отсталости. Каждый врач, владеющий подобными методиками, может внести свою маленькую лепту в такую глобальную для нашей страны проблему, с которой связаны увеличение деградации потомства.



Top.Mail.Ru
+7 (495) 539-20-83 (многоканальный)

info@imedis.ru